• записи
    82
  • комментарий
    31
  • просмотр
    431

Извратили до неузнаваемости!

TishkovEvgeny

863 просмотра

Cамо понятие дизайна извратили до неузнаваемости ( Моё дело ).

 

 

 

 

 

Почему так случилось? Отчего дизайнеров, и промышленных, и тех, кто занимается дизайном интерьера, тошнит от от одного звучания словосочетания - “дизайнерская вещь”? Что происходит с профессиональным образованием, и есть ли свет в конце туннеля, по которому ползет отечественный дизайн?

 

 

Самое главное - невнятен запроса общества. В год только в Питере выпускается сотни две, наверно человек, имеющих в дипломе о высшем образовании профессию “дизайнер”. То есть уже в каждом почти ВУЗе, от СПГУ до Политеха, есть кафедры, готовящие “дизайнеров”. И? И кому нужны все эти толпы специалистов, если производств, имеющих дизайнерские подразделения, раз-два и обчелся? Подавляющее большинство либо уходит в рекламу (веб, полиграфия), либо в “интерьерщики”. Ну, в моду еще, но там свои, отдельные игры.

 

Теперь главный вопрос: “дизайн интерьеров” в России - это, вообще, что? Чем занимаются прекрасные “люди с дипломом”, застрявшие между архитектурой, декораторством и продажами?

 

Личное мнение: эти люди занимаются тем, чему не стоит учиться 5-6 лет. Для того, чтобы работать “дизайнером”, абсолютно достаточно курсов, где дадут основы пространственной композиции, научат чертить планы в Автокаде, делать визуализации в 3Д и расскажут чуть-чуть о стилях. Ничего больше в работе просто не потребуется. Впрочем, не прав. Еще очень желательно пройти у хорошего коучера “тренинг продаж” и индивидуальный тренинг по самопрезентации. А у хорошего психолога - тактику ведения переговоров и поведение в конфликтах. Что, кстати, жизненно необходимо, чтобы не свихнуться. Но в рамках “вышки” этому, как раз, почти нигде толком не учат.

 

Не нужны все эти многолетние рисунки-живописи-композиции. Это только мешает. Потому что тошно смотреть на многие расхваливаемые в журналах интерьеры. Профессиональный глаз видит кучу дурацких “ляпов”, а заказчик-то счастлив. И твой уже заказчик показывает тебе очередной нелепый шедевр, аккуратно вырезанный из очередного “Салона”, и говорит, что желает “что-то в этом стиле”. И ты не знаешь, плакать или смеяться. А “ляпы” и плохие интерьеры чаще всего даже не вина их “авторов”, просто “хозяин приказал”, и фиг поспоришь: кто платит, тот тебя и танцует. Для того, чтобы отстаивать свое профессиональное мнение, приходится быть изворотливым дипломатом, гибким психологом, иметь хорошо подвешенный язык и стальные нервы.

 

Заказчик твердо знает, что дизайнер ему обязательно нужен, но очень смутно понимает, зачем именно. Так, “чтоб було”.

 

Ну, в общем, задач, которые бы требовали реального профессионализма, как и людей, которые в состоянии этот профессионализм отличить от халтуры и оценить достойно, катастрофически мало.

 

В итоге деградируют постепенно даже самые упрямые и талантливые. Теряют смысл своей работы и стремление развиваться, совершенствоваться.

 

Чтобы иметь заказчиков, главное уметь хорошо убеждать, тогда уже не важно, хорош или плох твой дизайн. Все равно критерии неясны, никто не осудит:) Чтобы зарабатывать - продвигать дорогие материалы, мебель и свет, получая так называемые “дизайнерские”, а по сути диллерские откаты. Незамысловатый рецепт дизайнерского счастья по-русски…

Что делать с образованием.

 

 

Пора уже быть честными перед самими собой. И перестать путать неокрепшие юные мозги.

 

Дизайн интерьеров - на 90% сфера услуг. В работе с частными интерьерами, во всяком случае. И не нужно готовить амбициозных “творцов”.

 

Нужно сразу и четко ориентировать будущих специалистов на работу ДЛЯ заказчика. Когда главное - понять, что хочет клиент и изыскать приемлимое решение, отвечающее прежде всего его ожиданиям. И преподавать толково и обстоятельно психологию, так как, по сути, все “домашние” дизайнеры часто выступают психологами поневоле (это хорошо, когда не психиаторами).

 

Легализовать и как-то систематизировать и так существующее диллерство. Пусть тогда уж студенты реально учатся всем этим поставкам-продажам, изучают особенности рынка, какие компании что производят, чем итальянские производители отличаются от немецких и прочие нюансы.

 

Ну и вводить полноценно декораторские дисциплины: работы с разными видами отделки стен, всякие рукотворчества (винтаж, абажуры, декоративная обработка материалов и т.п.), навыки работы с домашним текстилем. А то какой смысл нанимать дизайнера интерьеров, если сам он своими руками ничего действительно индивидуального, уникального сделать не может? На мой взгляд, дизайнер интерьеров должен экспертно знать и уметь вообще все, что связано с декораторством.

 

Про общественные интерьеры: я бы вообще эти специальности (домашние интерьеры и общественные) разделил еще в процессе обучения. Ну как у медиков: пара курсов все вместе, потом по специализациям.

 

В общественных интерьерах вообще проблема с разграничением ответственности и сфер влияния. За что отвечает архитектор, за что инженерные службы, за что дизайнер, а за что прораб - решается почти всегда “на месте”, каждый раз “как в первый” и почти неизбежно сопряжено с недопониманиями, конфликтами и т.п. Какой-то общепринятой структуры взаимодействия всех участников процесса нет.

 

Шанс для российского дизайна?

 

Если говорить о дизайне глобально, то, конечно же, развитие отечественной промышленности, создание конкурсов, тендеров на реальное проектирование реальных вещей. Худо-бедно, но интерьер и архитектура еще как-то существует вкупе с информационным дизайном и упаковкой, а вот с промышленным дизайном пока все не так радужно. Наши дизайнеры работают на Ситроене, Альфа-Ромео, делают проекты различным компаниям, а Лада Приора все там-же… Невостребованность дизайнеров на отечественных производствах… Недальновидность руководства, привыкшего к Росиии, как к сырьевой базе, а не производителю готового продукта. Легче собрать готовый Тойота Кэмри, чем разработать собственный непозорный автомобиль? Видимо, пока так и есть.

 

У нас сложилась в своем роде уникальная ситуация.

 

Скажем так: очередная уникальная ситуация, если вспомнить всю историю русской культуры. Почему-то в России изменения всегда радикальны, революционны.

 

По принципу – «мы наш, мы новый мир построим».

 

Если вспомнить, что со времен социалистической плановой экономики и тотального дефицита прошло меньше 20 лет, то в общем, ситуация в дизайне естественна. Сегодняшние и дизайнеры, и заказчики родом из хрущевок и коммуналок. «Красота» была в музеях и дворцах, а в жизни подавляющего большинства– незатейливый однообразный быт.

 

А потом «открылась дверь» и на миллионы людей обрушились новые, доселе неведомые возможности.

 

Оказалось, что свобода выбора – это трудно. Что организовывать свою среду обитания надо уметь, что не все, что кажется желанным, оказывается подходящим.

 

Пошел очень любопытный процесс массового воплощения мечтаний.

 

Первые новорусские интерьеры носили ярко выраженные черты детских комплексов. Кто-то изо всех сил стремился выделиться небывалой наивной роскошью. Кто-то наоборот выбирал самое нейтральное, самое «приличное», чтобы никто не догадался о его некомпетентности в вопросах эстетики и не обвинил в безвкусице.

 

Россияне прошли мимо нескольких десятилетий развития мирового дизайна, улавливая лишь отголоски в иностранных фильмах и литературе.

 

Фактически, мы сегодня в экстренном порядке осваиваем то, что в других странах развивалось последовательно и постепенно. По ходу отвергая и лучшее, и худшее из прошлой жизни российского советского дизайна. То есть нынешнее презрение к серийному производству и тяга к непременной эксклюзивности - родом из совкового детства.

 

Все же очень надеюсь, что переболеем мы детскими болезнями, вырастем и разовьемся.

 

Будет ли российский дизайн иметь отличительные уникальные черты или пресловутая глобализация сотрет все признаки аутентичности – не знаю ( наверное "Нет" ).

 

В принципе, не суть важно. Главное, чтобы у нас вообще дизайн выжил, в дееспособном и не уродливом виде, на радость и пользу общества.

Что может сделать сегодня дизайнер, чтобы ускорить выздоровление?

 

Упрямо стучаться в закрытые двери производств, искать инвесторов, убеждать, уговаривать. Верить, что инертную систему можно расшевелить и сдвинуть с мертвой точки.

 

Бодаться с чиновниками от образования за радикальное изменение программ профессионального обучения.

 

И, наверное, основная миссия дизайнера сегодня – постоянно учиться самому.

 

И не только «творить», но делиться знаниями и опытом, помогать людям развивать их собственный эстетический вкус, учить логике дизайнерского мышления. Дизайнер-консультант – правильная и перспективная форма сотрудничества дизайнера и заказчика.

 

В общем, чтобы остаться в стране, остаться в профессии, не скатиться в халтурщики и что-то реально хорошее и полезное делать (при этом не помирая с голоду), российский дизайнер должен быть очень сильной незаурядной личностью.

 

Дизайн – это массовое искусство.

 

Образование начинается с рождения и не заканчивается никогда…очень важная составляющая. Есть примеры замечательных «самоучек», людей с хорошим вкусом, чувством пропорций, гармонии, смелых в своих проектах и т.д. Но если такой человек не получил серьезного специализированного образования, то это рано или поздно сказывается и на его работе (если, все же, рассматривать дизайн, а не авторские объекты, современную скульптуру и живопись). История искусств, история дизайна, знание технологических процессов, эргономики, психологии, методики проектирования и, в конце концов, общая образованность – это база, без которой, на мой взгляд, чрезвычайно сложно добиться целостности и гармонии в проектировании.

 

Среда отечественного дизайна заполонена амбициозными, но не образованными людьми, общение и опыт работы с которыми зачастую дискредитирует профессию дизайнера.

 

Те «самоучки» о которых можно говорить, как о хороших и состоявшихся дизайнерах компенсируют этот провал самообразованием. И зачастую их желание учиться и узнавать превышает таковое у «дипломированных специалистов». Но, все же, специальное образование – это очень важный фактор, позволяющий не только свободно и корректно работать в различных стилистических направлениях, но и создавать что-то новое.

 

В настоящий момент в таких учебных заведениях, как СПбГХПА, существует неплохая образовательная база, но ее реформирование, на мой взгляд, необходимо. Дело в том, что на одной истории искусств и живописи с рисунком далеко не уедешь, а профильные предметы немного закоснели в своем соответствии современного дизайна в целом. Это не только слабая история современного дизайна, которой практически не существует, как ни жаль, но и слабая информированность о новых технологиях. Специализированное образование больше напоминает самопроизвольный процесс, который несомненно трансформируется из тех основ, которые его породили ( советская отечественная промышленность), но больше походит на мутацию. Среди преподавателей мало «носителей живой культуры дизайна», если можно так выразиться… Успешные и признанные русские дизайнеры не спешат обременить себя званием преподавателя, занимаясь своими делами, проектами, бизнесом, а руководство ВУЗа не развивает даже лекционную тему или семинары с участием «мэтров». В образовании не хватает «свежей крови» и чувства пульса профессии. Новинки конкурсов, международных выставок, коллекций, разбор и анализ этих явлений, проектов и изделий, расширенная история современного дизайна, от его истоков до сегодняшнего дня. И главное – анализ.

 

А лучшее – это практика… Необходимо вводить больше реальных заданий, связанных с реальными объектами и условиями. Попадая в реальные условия, вчерашний дипломник бывает не готов к настоящей работе.

 

Статус дизайна.

 

Понятие «дизайн» искажено современной местной культурой, извращено и поднято на вилы, вместо флага. При словосочетании «дизайнерская вещь» - бегут мурашки по коже… Да, это можно списать на всеобщую необразованность населения, как не жаль, но эта тенденция просачивается с «непрофессиональными дизайнерами», закончившими курсы Corel Draw, 3Dmax, AutoCad и т.д, и в профессиональную среду. Дизайн – это промышленное искусство, связанное с производством, серийной продукцией. Это не эксклюзивная вещь с сомнительной функцией, выставленной на аукцион экзальтированных толстосумов. Это массовое искусство, имеющее перед собой цель улучшить условия существования человечества. Сделать это существование легче, приятнее, удобнее, любимее… Дизайн, в большинстве случаев – это сфера услуг, в хорошем смысле этого слова. Заказчик, будь то частое лицо, которое желает получить проект интерьера дома, или компания, желающая создать новый или переработать облик старого продукта – все они обращаются за помощью к профессионалу, как иные идут к врачу или адвокату. В идеале заказчик должен придти к этому решению самостоятельно, быть готовым к работе с дизайнером, т.к. это процесс, где без общения, без доверия профессионализму и взаимного уважения невозможно создать правильный рабочий процесс. Отношение – « я плачу деньги, а ты сделай мне хорошо» должны кануть в 90х, вместе с малиновыми пиджаками, но пока, к сожалению, встречаются и такие заказчики, которые не понимают, что, не создав совместно с дизайнером технического задания, получить адекватный результат будет в разы сложнее… Дизайнер – это не модный аксессуар, которым можно похвастаться подруге, это профессионал, который может помочь заказчику решить эстетические и практические вопросы там, где заказчик не в состоянии справиться сам.

 

Дизайн пластикового стаканчика в кофейном автомате ничуть не менее важен, чем дизайн эксклюзивной партии бокалов «от…». А может быть и более важен, т.к. к пластковому стаканчику прикоснется больше рук, их увидят больше глаз. При проектировании этого изделия у дизайнера намного больше хлопот – это эргономичность, экономичность и экологичность производства, удобство хранения и транспортировки, а не только внешний вид. Это те вещи, которые наполняют нашу жизнь, наш мир каждый день и каждую минуту. Вспомните сколько ужасной рекламы по телевизору и на рекламных щитах, сколько страшных упаковок… Как говорит мой хороший знакомый - « Дизайнер должен сделать хорошо там, где плохо, а там где хорошо – еще лучше».

 

Что раздражает меня лично?…

 

К сожалению, меня раздражает слово дизайн, дизайнер, дизайнерское и остальные словоформы… Почему? Потому, что произнося или печатая эти слова, зачастую люди не понимают о чем идет речь, не знают о чем они говорят, подменяя свои понятия этими словами. Но это не универсальное слово, с которым можно обращаться по собственному разумению… Из-за этого начинается дальнейшая путаница, которая ни к чему хорошему не приводит. И так, собственно, с любым словом или понятием. Так же меня огорчает, когда заказчик обращается к дизайнеру в последнюю минуту, в прямом смысле этого слова, когда все остальные методы и подрядчики сдаются, ожидая, что вот теперь-то произойдет чудо и дизайнер взмахнет волшебной палочкой и все созданные до него проблемы рассеются, как утренний туман… В итоге просто есть на кого свалить ответственность. Среди дизайнеров, строителей, подрядчиков уже давно ходит поговорка – «что-бы не произошло – виноват все равно дизайнер».

 

Ответственность.

 

Дизайн – это очень ответственная сфера деятельности. К сожалению не все дизайнеры это осознают в полной мере. От тщательности проектирования зависит очень много. Ведь это создание той среды, в которой существует человек. Порой заходишь в помещение и не понимаешь, что тебя напрягает и смущает, ведь цветовая гамма нормальная, предметы подобраны неплохо… Лишь присмотревшись, обнаруживаешь, что не бьются архитектурные оси, пустота на зрительных осях, не продуманы швы раскладки плитки и т.д.

 

Что делают дизайнеры, чтобы повлиять на личную и профессиональную ситуацию?…

 

Про личную ситуацию я могу сказать, что основное – это продолжать заниматься собственным образованием. И не только в разрезе искусства и дизайна. Чем больше человек знает и умеет, тем лучше для любой из сфер деятельности, в которой он может себя проявить.

 

Я считаю, что повлиять на ситуацию в профессии можно только одним способом – качественной работой.

 

Стараться находить ежедневно такие компромиссы в работе, чтобы учесть и свои амбиции, как творческой личности и пожелания заказчика, чтобы по завершении проекта не хотелось забыть о результате, как о страшном сне, в котором ты проиграл решающую партию. Хотелось бы, чтобы качественная работа дала больше поводов потенциальным заказчикам для правильных отношений с дизайнерами. Я говорю о доверии профессионализму специалиста, к которому обращается заказчик.

 

Дизайн колеблется «от IKEA до ближайшего магазина сантехники или керамики».

 

 

Уровень образованности заказчиков, добившихся прибавления денежного потока, который можно пустить «на дизайн» (читай «чтоб красиво было!»). А понятия «чтоб красиво было» у них очень «затейливые», неподдающиеся стилистическим и эстетическим трактовкам в интерьерах и архитектуре или незнание "СТИЛЯ" в интерьерах.

 

«Денежные средства на дизайн» заказчиков, которые в состоянии воспринять эстетику. Но они сразу определяют очень узкие ценовые рамки, в которых мы обязаны двигаться. В этом случае дизайн колеблется «от IKEA до ближайшего магазина сантехники или керамики». Очень жаль тогда и себя, и заказчика!

 

Заказчик готов «вложить бабосы», но то, во что он вкладывает, мы потом не фотографируем и не выкладываем на сайте.

 

Вообще, я готов без конца цитировать одного известного итальянского архитектора, который ответил на вопрос об отличительных признаках российских и итальянских архитекторов: «В Италии архитектор должен работать как психолог, а в России – как психиатр!» Подписываюсь под каждой буквой сказанного!

 

Вывод?

 

А вывод простой: работать дальше, не смотря ни на что! Причем так, чтобы не было стыдно ни за какой штрих, мазок, интерьер, объект….(продолжать можно до бесконечности).

 




18 комментариев


Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс! :D

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс! :D

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Некоторые клиенты помешаны на 3D визуализации!

К примеру нужен схема электрики, а клиент отвечает - а я ещё не видел визуализации, и как это выглядит и всё ремонт встал в тупик! Раньше делали без всякой 3D визуализации и все довольны! Да)))))))))) до чего дошел прогресс! :D

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Раньше делали без всякой 3D визуализации-это типа когда в 80х годах???... ВСЁ верно, что заказчик требует 3D, если это в договоре прописано...))..и это дело дизайнера или архитектора проследить выдачу до подачи схем по электрике..)).. этапность необходимо соблюдать и сроки !!!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Раньше делали без всякой 3D визуализации-это типа когда в 80х годах???... ВСЁ верно, что заказчик требует 3D, если это в договоре прописано...))..и это дело дизайнера или архитектора проследить выдачу до подачи схем по электрике..)).. этапность необходимо соблюдать и сроки !!!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

При чём сдесь сроки и этапность! Работал с так называемыми дизайнерами, каждый шаг потом приходилось обсуждать с заказчиком! Взять ту же ванную где все плитки на стенах целые,а когда начинаешь вымерять стены появляются лишние сантиметры. Да и не только с ванной!!!!

Одно дело нарисовать, а приходится нам обьяснять заказчику что так неделают! Ведь у НЕКОТОРЫХ нет опыта, курсы прошли, всё мы ДИЗАЙНЕРЫ! Опыт и ещё раз опыт нужен!

дизайнер или архитектор это призвание!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас